Игры с песком
Работа с песком — один из самых бережных и интересных для ребенка вариантов работы в кабинете психолога. Простые действия пересыпания, перемещения песка внутри песочницы, рисование линий уже само по себе — естественное освобождение от напряжения. Игра может быть совместной или свободной, индивидуальной. Добавим несколько простых правил — «старайся играть с песком только в песочнице, не терять песчинки», «на песок не дуем, чтобы уберечь глазки и не едим – он только для игры» — и гармонично появляется контроль ребенка за своими действиями. А если добавить маленькие игрушки, сюжет или разнообразные инструкции, то получится настоящая развивающая работа.
Здесь мы поделимся некоторыми играми, которые сами используем в работе с детьми в детском саду, чтобы Вы могли попробовать их дома или на прогулке.
ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ПЕСКОМ
Отпечатки ладошек — в любом месте песочницы одновременно или по очереди оставляем отпечатки пальчиков и ладошек. Если захочется — можно создавать из отпечатком интересные узоры.
Песочный дождь — высыпать песок из ладошек над песочницей, постепенно поднимая руки все выше. Так же увлекательно высыпать песок в ладошки друг другу, «передавая» струйки дождя.
Горы и дороги — строим в песочнице горы и дороги.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Сюрприз для друга — прячем в песочек монетки, камушки, бусинки. Когда все готово — приглашаем дружочка отыскать сокровища.
Два королевства — разделяем песочницу на два или несколько участков длинной веревочкой или небольшим игрушечным забором. Это территории королевств. В своем королевстве каждый ребенок создает уютное пространство, используя мелкие игрушки в виде домиков, машинок, деревьев, фигурок людей и животных. Самое главное – работать аккуратно, не заходя за границы. А когда все готово – можно приглашать друг друга в гости.
Истории на песке — даем ребенку на выбор несколько маленьких игрушек (машинки, человечки, фигурки животных и т.д.). Прячем выбранные игрушки в мешочек. Не глядя, ребенок достает из мешочка фигурки, расставляет на песке, объединяя их общим сюжетом. Можно играть вдвоем со взрослым или небольшой группой детей.
Портреты — разравниваем песочек и создаем смешные личики. Контур рисуем пальчиком, а для глаз, носа, рта и волос берем пуговицы, палочки или нитки. Затем обсуждаем, что значит та или иная эмоция на получившемся «лице». Можно работать вместе или по очереди.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ
Что изменилось? — создаем в песочнице небольшую картину из фигурок или игрушек (5-10 штук). Например, получился город или пляж. Предложите малышу внимательно рассмотреть песочную картину и запомнить все элементы и их расположение. Затем, когда ребенок отворачивается, взрослый меняет что-то на картине. Задача ребенка — найти все изменения.
Угадай пальчик — набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и посыпаем песком пальчики. Просим почувствовать и показать пальчик, на который попал песок.
Маятник — прикрепляем бусины разной величины к веревочкам. Предлагаем малышу рисовать простые линии или фигуры на песке (можно по образцу), раскачивая маятник так, чтобы оставались следы от груза. Увлекательно и необычно, но развивает внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение контролировать силу и соблюдать ритм движений.
Заколдованный камень — выбираем непривлекательный серый камень. Пусть он будет неприятным на ощупь, например, шершавым и неровным. Ставим его на песок. Попросим ребенка прикоснуться к неизвестному предмету, рассказать, про свои ощущения. Предлагаем придумать историю о том, почему камень стал таким невзрачным. Может быть, его заколдовали? Потеряли? А затем — помогаем ему стать красивым. На свой вкус предлагаем малышу украсить камень и пространство вокруг него яркими элементами, возможно даже найти друзей. Когда все готово, можно еще раз вместе пересказать всю историю по памяти от начала до конца.
Если вы хотите узнать больше о песочной терапии и работе с песком, рекомендуем эти книги:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
2. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке»