ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Учитель-логопед в школе
У детей, обучающихся в общеобразовательных учебных учреждениях, иногда встречаются некоторые нарушения в речевом развитии, имеющие различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Самыми распространенными у обучащихся являются недостатки произношения и различения звуков, обусловливающие затруднения в овладении чтении и письмом, наряду с фонетическим дефектом.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, достаточный уровень развития которой является необходимым условием для адекватного восприятия и воспроизведения учебных материалов, умения давать развернутые ответы на вопросы, а также выполнения других учебных действий.
В нашей школе логопеды, психологи и дефектологи совместно помогают обучающимся, испытывающим трудности в обучении. Работа специалистов направлена на всестороннее развитие детей с учетом индивидуальных особенностей, на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Основная задача всех педагогов — вселить уверенность у ребенка, убрать его страх перед неудачей.
Задачи логопедической помощи заключаются в:
- Своевременном определении и предупреждении трудностей у детей при усвоении общеобразовательных программ;
- Разъяснении специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
Учителя-логопеды работают над:
- обогащением словарного запаса, как путем наполнения новыми словами, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
- развитием и совершенствованием грамматического оформления связной речи
- развитием словесно-логического мышления, внимания, памяти, умения работать в определенном темпе.
В нашей школе специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, в частности учителями-логопедами и другими специалистами СППС, проводится развёрнутая, комплексная диагностика обучающихся, по результатам которой детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательной программы, рекомендуются дополнительные развивающие занятия с учителем-логопедом. На таких занятиях ученики выполняют задания педагога в тетрадях, работают у доски, играют в игры, направленные на профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения, развитие связной речи, а также внимания, памяти, реакции.
ПАМЯТКА для родителей при работе с дисграфией
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором ребенок испытывает трудности с орфографией, графическим написанием букв и слов, пунктуацией, а также правильным распределением текста на странице. Дети с дисграфией часто пишут неразборчиво, с неправильным построением букв, могут пропускать или заменять буквы в словах.
Причины, которые могут повлечь за собой возникновение дисграфии:
- наследственный фактор;
- факторы, воздействующие на организм:
в пренатальный (во время беременности), натальный (в период родов) или
постнатальный период (от рождения до 3-х лет);
- длительные соматические заболевания;
- неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, факторы, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения и письма
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией? И что для этого нужно делать?
Рекомендации для борьбы с дисграфией:
Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликации, работа с ножницами и т.д.
Развитие слухового и зрительного внимания: игры на поиск предметов, различение звуков и т.п.
Работа над звукопроизношением и фонематическим слухом.
Развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Работа над зрительным образом букв и слов: написание, обведение, вырезание, составление слов из букв.
Работа над пониманием прочитанного: вопросы по тексту, пересказы, составление планов и т.п.
Использование дополнительных материалов: карточки с буквами, слогами, словами и картинками; специальные тетради для дисграфиков и др.
Работа с логопедом и психологом.
Создание благоприятной обстановки для занятий: отсутствие отвлекающих факторов, спокойная атмосфера, поддержка родителей и т.д.
Как быстро ребенок может преодолеть эти трудности?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, но...
Индивидуальный подход, комплексная и систематическая работа и поддержка со стороны близких и специалистов могут значительно улучшить навыки письма у детей с дисграфией. Также важно помнить, что успех в преодолении этого расстройства может потребовать времени и усилий, поэтому терпение и постоянство играют важную роль в этом процессе.
Успехов вам!
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Игры и упражнения, которые родители могут использовать с детьми для улучшения качества письма:
1. Упражнение «Волшебный диктант».
Взрослый читает предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
2. Упражнение «Образ слова»
Произносите слово и попросите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове сОбака – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, дни недели, месяцы, растения – это будет хорошей тренировкой и в классификации.
3. Упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…
Он их мысленно связывает в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы активно реагируете.
После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.
Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Упражнение «Шифровка».
На доске (листе) пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование рас-рос. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв РАС или РОС. Нужно понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Упражнение «Зоопарк».
Все участники игры садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: поет, танцует, читает стихи и т. п.
Рекомендации школьного логопеда на лето
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих недостатки в устной и письменной речи, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и рассыпаться.
Для того, чтобы совместная работа учителя-логопеда и ученика за лето не пропала, предлагаем Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя за столом, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, на даче и т.д.
Искренне надеемся, что Вам помогут наши летние рекомендации.
Упражнения для автоматизации звуков
Следите за четким произношением слов, добивайтесь правильного и чёткого произношения.
Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?4?).
Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного
грамматического строя речи
Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много - сады, гулял где - за садом, это глаза – а один …, это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
· Подбери подходящее по смыслу слово: (большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,)
Закончи предложение: (весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …)
Назови детенышей животных: (кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - …) и т.д.
Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
У лисы хвост лисий, а у (зайца, у собаки, у кошки…) и т.д.
Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения для развития фонематических процессов
Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
Придумывание слов с определённым количеством звуков.
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
Чтение
Читать каждый день не менее 20 минут. Читать по предложенному учителем списку литературы.
Не обязательно, чтобы ребёнок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объёму произведения читайте ребёнку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить за вами, двигаясь глазами или пальчиком по строчкам.
После чтения, не забудьте поговорить, о чем произведение и обсудить главных героев, обменяться мыслями о прочитанном.
После чтения одного произведения, сразу оформить читательский дневник (не оставлять до конца лета!!!)
Русский язык
Писать 2-3 раза в неделю – списывание, диктанты или работа со словарными словами (изученными в 1-4 классах).
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
Сочиняйте стихи, рифмы.
Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
Расспрашивайте о важных для него событиях.
Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.
Желаем Вам успехов и яркого лета!!!
Советы школьного логопеда
Научиться писать ребенку сложно, а научиться писать грамотно еще сложнее. Ошибки в тетрадях детей это нормально. Иногда родителю трудно понять какие ошибки являются обычными для многих детей, а какие - должны вызвать настороженность и повод для обращения к специалистам.
Разобраться в этом поможет логопед Инженерного корпуса Трепина Ирина Владимировна, она подготовила перечень нарушений письма, воспользовавшись которым, вы сможете определить, есть ли у ребенка ошибки, которые самостоятельно преодолеть будет сложно.