Вопросы психологу

В этом разделе мы публикуем самые актуальные вопросы, которые задают нам родители, и ответы психологов нашего центра. 
Если у Вас есть вопрос, Вы можете написать письмо на электронный адрес psychology548@mail.ru  или заполнить представленную ниже форму, указав во втором поле Ваш эл.адрес, чтобы мы могли ответить Вам.  

Free Online Contact Form


Вероника, мама пятиклассницы:
Здравствуйте, я слышала, что с ребятами уже проводилось тестирование. Могу ли я узнать результаты этих тестов? Еще раз хотела уточнить, какова цель тестирования. На родительском собрании вы рассказывали, но я не успела записать, а дочка тоже не смогла мне объяснить. 

София Александровна, психолог подростковой школы:
Вероника, здравствуйте! Тестирование действительно уже проведено и обработано, можно записаться на индивидуальную консультацию и получить информацию о Вашем ребенке.
Тестирование проводилось для того, чтобы понять, как ребята чувствуют себя в новом классе, в новой школе. Мы исследовали психологический климат класса, учебную мотивацию подростков и их эмоциональное отношение к учению. Добро пожаловать к нам! При личной встрече всё расскажем. 
Юлия, мама семиклассника:
Мой сын (7 класс) не «вылезает» из компьютера, все свободное время проводит в сети. Действительно ли это опасно или я зря паникую? Что делать?

Анна Умяровна, психолог подростковой школы: 
Ваши опасения вполне обоснованы. Действительно, в последнее время подростки  довольно много времени проводят за компьютером. Ведь компьютер для современного подростка – это отдельная жизнь: там есть и друзья, и враги, и хобби, и любовь и вообще почти вся жизнь. Ведь в подростковом возрасте ведущая задача - это общение со сверстниками. Уже с 11-12 лет родители и другие значимые взрослые начинают отходить на задний план, и основной фокус внимания смещается на сверстников. Социальные сети дают возможность почувствовать, что у тебя много друзей. Щемящее чувство одиночества – это одно из самых ярких переживаний подростка и в интернете он может чувствовать себя частью группы, рассказывать о болезненных вещах, не видя собеседника, проявлять себя так, как в жизни пока сложно. Другая важная задача для подростка состоит в том, чтобы обрести свою идентичность(понять кто я и какой?). Это происходит путем примерки на себя разных ролей, присоединения к разным группам и субкультурам. Социальные сети почти идеально позволяют реализовать эту задачу, не затрачивая много усилий. В интернете можно стать человеком другого пола, возраста, быть разным, проявлять противоположные взгляды, позиции, отстаивать радикальные точки зрения, возможно даже в грубой форме, не сталкиваясь при этом с реальными последствиями. Но у всего есть и обратная сторона. Уходя в социальные сети и пользуясь их возможностями, подросток сталкивается с обеднением и ограничением своего репертуара поведения в реальном мире. Его активность в реальном взаимодействии снижается. Становится труднопереносимым контакт «глаза в глаза».  Ведь навык замечать другого человека и быть замеченным вырабатывается в реальном общении, в течение длительного времени, а в сети любой дискомфорт дает возможность прекратить контакт и выйти в «оффлайн». Если в реальной жизни подросток сталкивается с какими-то трудностями в общении, это часто становится поводом для быстрого прекращения контакта в реальной жизни и ухода в жизнь виртуальную, где все гораздо проще. В контакте у него есть «164 друга», которые его «любят», даже если они никогда не встречались.
Что же делать? Общая рекомендация – общаться с ребенком. Но это тема уже следующей беседы. И поддерживать его контакты со сверстниками – в реальной жизни, а не в виртуальной.
 

Екатерина, мама десятиклассника:

Мой ребенок, перейдя в 10 класс, вообще перестал учиться: прогуливает, не делает уроки. Я с ним по поводу школы воевала и раньше, но сейчас вообще не понимаю, что мне с ним делать, как заставить учиться, ведь школу заканчивать надо, впереди ЕГЭ и поступление в институт. Подскажите, пожалуйста, как быть?


Елена Викторовна, психолог старшей школы:

Уважаемая Екатерина, спасибо Вам за вопрос, поскольку проблема нежелания учиться является очень важной, и, я думаю, остро стоит перед многими родителями старшеклассников. К сожалению, универсального совета, что делать в этой ситуации, не существует. Лучше всего разбираться в причинах и способах преодоления проблемы индивидуально на консультации с психологом.
Причин, по которым подростки перестают хотеть учиться и ходить в школу, множество. Среди них и проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и даже родителями, и учебные трудности – непонимание материала, накопленные пробелы в знаниях, которые, по мнению подростков, уже невозможно преодолеть, и тогда легче избегать этой проблемной ситуации, и снижение успеваемости – родители требуют, чтобы чадо получало «4» и «5», а получается только «2» и «3». На учебную мотивацию также оказывает влияние психическое состояние ребенка: переутомление, стрессы, эмоциональное напряжение, депрессивное и неврозоподобные состояния в целом снижают такой компонент, как «хочу», а уж «хочу учиться» тем более. И в таком случае уговоры «соберись», «подтянись», «возьми себя в руки» не работают. Еще одной причиной нежелания учиться является то, что некоторым подросткам и не надо ничего хотеть, т.к. за них все уже решили – и где учиться, и куда поступать, и где работать, и как жить. Отсутствие выбора и права голоса снижают мотивацию.

О

льга, мама восьмиклассницы:


Скажите, пожалуйста, зачем в восьмых классах проводятся уроки по профориентации, ведь детям в этом возрасте еще рано думать о выборе профессии. Не лучше ли было заниматься с ними на этих занятиях формированием коллектива?

Елена Викторовна, психолог старшей школы.

Спасибо, что уделяете внимание учебному процессу и программам. Партнерская родительская позиция является залогом успеха и развития современной школы.

Соглашусь с Вами в том, что большинство восьмиклассников, и даже учащихся более старших классов, не готовы и не могут, в силу возрастных особенностей, принять однозначное решение о выборе профессии. Но введение профильного обучения в 10-11 классах и как подготовительного предпрофильного в 9 классе требует от учащихся очень ранней специализации. Для того, чтобы «правильно» выбрать профиль обучения в старшей школе, необходимо сделать и следующий шаг – подумать о ВУЗе, а потом и о профессии. Существует единый перечень вступительных испытаний для каждой специальности, на который надо ориентироваться при выборе профиля обучения, ведь будет очень обидно учить, например, химию два года по восемь часов в неделю, а потом обнаружить, что тебе нужно сдавать историю на профильном уровне.

Профориентационные занятия в восьмых и девятых классах и проводятся с целью помочь учащимся осознанно подойти к выбору профиля дальнейшего обучения. На этих занятиях подростки знакомятся с существующими профессиями, структурой профессиональной деятельности, современным рынком труда. Учатся лучше понимать себя: свои интересы, склонности, способности, личностные особенности, свои мотивы выбора профессии. Все это обеспечивает успешность в будущем, т.к. позволяет человеку быть гибким и находить себя, свое место в меняющемся мире, в меняющихся условиях и нестабильном рынке труда.

Елена, мама шестиклассника:
Здравствуйте! Меня очень волнует вот такой вопрос. Мой сын учится в шестом классе. Точнее почти уже не учится, а ничего не делает. В школу ходить хочет, ему нравится, а на уроках ничего не делает, отвлекается, болтает, в итоге получает двойки или замечания, забывает записать домашнее задание и, соответственно, тоже получает двойку. Но самое неприятное то, что он огрызается, когда я ему напоминаю об уроках и хочу помочь. Подскажите, что мне с ним делать?

София Александровна, психолог подростковой школы: 
Добрый день, Елена! В первую очередь, хотелось бы отметить, что снижение учебной мотивации в подростковом возрасте - это явление совершенно предсказуемое и нормальное. У подростков в этом возрасте самым главным становится общение, а не учебная деятельность. Потребность в познании отходит на второй план, а потребность в общении становится ведущей. Ребенок огрызается потому, что не чувствует, что его понимают и поддерживают в его потребностях. Первое, что Вы можете сделать - это постараться его ПОНЯТЬ. Понять то, что в общении он получает очень важные социальные навыки, которые в жизни ему очень пригодятся, понять то, что пообщаться с друзьями ДО, ПОСЛЕ и ВО ВРЕМЯ уроков - это самое интересное в школе. Сейчас для того, чтобы помочь ребенку совсем не потерять интерес к учебе, Вам нужно, в первую очередь, не потерять с ним контакт. Поэтому больше спрашивайте сына о его друзьях, о внеучебных интересах и успехах, тогда Вам удастся понять, что же может все-таки заинтересовать его учиться, что сейчас является для него мотивацией. 

В этом возрасте мало кто думает всерьез о будущем, поэтому для шестиклассника "тебе же потом ЕГЭ сдавать" - звучит неубедительно. А вот что может быть для него мотивом продолжать учиться? - Для кого-то это - "быть лучше (или не хуже), чем Вася"; для кого-то - "закончить триместр на все пятерки, чтобы поехать летом в долгожданный дорогостоящий лагерь"; для кого-то - "чтобы мама не расстраивалась"; для кого-то - "чтобы не ругали и компьютера не лишали", для кого-то "чтобы Маша на меня обратила внимание" и т.д. 
Сейчас Вам важно не потерять доверительный контакт с сыном, так как то, что он "огрызается" - это уже симптом отдаления. При наличии контакта вы вместе сможете найти тот мотив, который поможет ему учиться на приемлемом уровне ближайшие два-три года, пока потребность в общении так сильна, а мысли о будущей профессии и поступлении в ВУЗ еще не актуальны.