Выбор профессии: с чего начать?

          Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учебу, если на третьем курсе института, например, поймешь, что это дело не твое; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий другой выбор – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы.

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобятся. Кроме этого, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и – нужны ли будут эти специалисты через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях. Кроме этого, нужно верно оценивать свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Итак, при выборе профессии нужно:

  •     знать как можно больше профессий
  •     определиться в своих интересах
  •     знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию
  •      иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное)
  •      иметь (желательно) опыт профессиоальных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представлителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области
  •       оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

 
 Материал подготовила Тиматкова Е.В., психолог старшей школы