Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс

    
    С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

    Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

    Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

 

 

 

Какие стороны речи должны быть сформи-рованы

 

Ребенок должен уметь

 Последствия несформированности различных сторон речи

 

 1.

 

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

 2.

Звуковая сторона речи

 

-         правильно произносить все звуки речи;

 

-         четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 

 

-         говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

 

     

      Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

 

     Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

 

 

    

 3.

 

Функции языкового анализа

 

 

 

 

 

 

-         делить предложения на слова;

 

 

 

 

 

-         делить слова на слоги;

 

 

 

 

-         уметь выделять все звуки в словах;

 

 

 

-         устанавливать последовательность звуков в слове.

 

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

 

-         слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

 

-         пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

 

-         пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

 

-         перестановки букв (комната – «конмата»);

 4.

 

Лексичес-

кая сторона речи (словар-ный запас)

-         точно подбирать слова;

-         ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-         дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

-         употреблять сложные слова (например: длинноногий);

-         пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

-         подбирать метафоры (например: туча комаров);

-         использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

 

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 5.

Грамматическая сторона речи:

 

 

а) Навыки словоиз-менения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Навыки словооб-разования

 

 

 

 

 

 

-         изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

 

                                             

-         употреблять различные предлоги;

 

 

 

-         согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

-          согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

-         правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

 

-         образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

-         образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

-         образовывать название детенышей животных;

-         образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

 

-         ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

-         пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

 

-         ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-         замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 

 

 

-         замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

     Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 

 6.

Связная речь

-         свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

-         поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

-         рассказывать о пережитых событиях;

-         пересказывать содержание сказки, рассказа;

-         описывать окружающие предметы;

-         раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 

 

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

 

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

 

 

1. Примерные задания для развития звукового анализа:

1)      придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

2)      отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;

3)      разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.

4)      подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

5)      составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;

6)      добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);

7)      преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

8)      составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);

9)      от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;

10)  Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

 
2. Примерные задания для развития языкового анализа:

1)      придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

2)      придумать предложение с определенным количеством слов;

3)      увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);

4)      определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);

5)      поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
 

3. Развитие слогового анализа:

1)      повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;

2)      определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;

3)      разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
 

4. Примерные задания для развития лексики:

1)      развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда). говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);

2)      классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;

3)      отгадывание загадок;

4)      придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;

5)      объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
 

5. Примерные задания для развития словообразования:

1)      назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

2)      Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);

3)      назвать детенышей животных;

4)      назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
 
6. Нарушение грамматического строя речи серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
 

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

1)      пересказ небольших текстов;

2)      рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;

3)      составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;

4)      составить рассказ по сюжетной картинке;

5)      составить рассказ по серии сюжетных картинок.

 

     Материал составлен учителями-логопедами Гоевой И.В. и Тагай Л.В.
 
При подготовке материала была использована следующая литература: «Программа обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении» под ред. М.А. Васильевой, Москва, 2005г.), Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г., Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г., Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.