Школьная неуспешность: анализ причин возникновения и пути преодоления 

(по материалам статьи Вачкова И.В., Воробьевой Е.А., Никитиной В.А. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников. //«Вестник РГУ» 5. Серия «Психологические и педагогические науки». – Калининград, 2009). 

Раннее обучение навыкам чтения, счета и письма, изучение иностранного языка при неосвоенности родной речи все чаще являются примерами несвоевременной «атаки» на ребенка. Однако если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает актуальную для его мозга ситуацию, возникают феномен «обкрадывания» тех мозговых структур, которые в данный момент готовы к образованию новых функциональных связей, и несвоевременная востребованность к тем структурам, которые находятся в «латентном» состоянии, согласно генетически детерминированной программе развития. 

Методологические и методические основания для преодоления негативных эффектов «опережающего» развития детей, наиболее ярко проявляющихся в начальной школе, мы находим в принципе «замещающего онтогенеза» (Б.А. Архипов, А.В. Семенович), определяющем возможность ретроспективного (повторного) прохождения тех этапов онтогенеза, которые были не полностью пройдены или вовсе пропущены. Моделируя последовательность раннего психомоторного развития, давая возможность ребенку еще раз телесно и эмоционально прожить этапы онтогенеза, мы не только создаем ресурс для дальнейшего развития ВПФ, но и актуализируем и выстраиваем полифункциональные взаимодействия различных уровней психической деятельности ребенка. 

Анализ анамнестических данных младших школьников и результатов их углубленного нейропсихологического обследования, проводимый начиная с 1998 года и по 2009 год на базе ГОУ Центр образования №548 «Царицыно», позволяет нам констатировать ряд причин, суммарное действие которых приводит к школьной неуспешности в широком смысле. 

На первый план выступает недостаточность фоновых компонентов учебной деятельности, проявляющаяся в снижении общего активационного фона, на котором развиваются все психические процессы. Потенциальная возможность ребенка быть включенным в работу, поддерживать внимание в течение урока, воспринимать и запоминать информацию оказывается несоответствующей внешним требованиям современного образовательного процесса. Наряду с этим мы наблюдаем колебания работоспособности детей, снижение темпа деятельности, высокую истощаемость, а также незрелость мотивационной составляющей учебной деятельности, сопровождающейся дефицитом собственной инициативы, эмоциональной лабильностью и широким спектром психосоматических феноменов. 

Особенности внутриутробного развития детей (разного рода проблемы протекания беременности) и родов, «белые пятна» или неполное, непоследовательное прохождение основных этапов раннего психомоторного развития (например, ребенок сел, не ползал на четвереньках и сразу пошел) с каждым годом все более отчетливо проявляются как негативные факторы, влияющие на снижение успешности в обучении у младших школьников. При выполнении детьми и интеллектуальных, и двигательных задач мы часто наблюдаем нарушение ритмики дыхания (сбои дыхания при графической деятельности, преддыхания при чтении вслух и устном ответе), разного рода мышечные дистонии (гипо- и гипертонус), моторную неловкость и недостаточно дифференцированную координацию движений в пространстве собственного тела. Наличие небольшого числа сенсомоторных автоматизмов и избыточного количества синкинезий (непроизвольных напряжений или движений, сопутствующих выполнению основного действия) на фоне ослабления пусковых и тормозных механизмов, не только требуют дополнительного расхода сил ребенка и одновременно способствуют еще более выраженному истощению, но и препятствуют оптимальному формированию навыков письма и чтения. Наряду с недостаточностью фоновых компонентов учебной деятельности констатируется несформированность ее регуляторных компонентов: функций программирования, регуляции и контроля за протеканием собственной деятельности. Она проявляется в недостаточности произвольной саморегуляции собственного поведения; трудностях произвольной регуляции на этапе усвоения условия задачи (трудности перекодировки вербальной и пространственной информации) или создания собственной программы (алгоритма) действия, а также на этапе ее реализации (упрощении программы, полевое поведение, персеверации и т.д.). Все это усиливается отсутствием навыков совместных действий и эмоционально-личностной неадекватностью учащихся. 

Наряду с недостаточностью фоновых и несформированностью регуляторных компонентов учебной деятельности нами констатируется также недостаточность ее операциональных компонентов, непосредственно связанных с формированием и оптимизацией общеучебных умений и навыков младших школьников. Она проявляется в снижении продуктивности модально-специфических процессов восприятия, внимания и памяти (приема, переработки и хранения информации), несформированности сенсомоторных координации и пространственных представлений. 

Основной целью психолого-педагогического сопровождения первоклассников, имеющих перечисленные особенности, являются абилитация (развитие способностей) детей и профилактика (предупреждение возникновения) основных факторов, способных стать причиной школьной неуспешности. С учетом тенденции роста количества детей с проблемами в обучении, в условиях массовой школы наиболее актуальными становятся фронтальные формы организации диагностических и профилактических программ, дающие возможность одновременной работы с большими группами учащихся. В предлагаемой нами инновационной программе «Пространство развития» (Воробьева Е.А.) психомоторное развитие является основным направлением психолого-педагогического сопровождения младших школьников, что принципиально отличает ее от ранее разработанных. Методологическим основанием подхода являются современные представления о закономерностях формирования мозга и телесности ребенка в онтогенезе. Активизация и простраивание взаимодействий между различными уровнями и аспектами психической деятельности, как отмечалось выше, осуществляется посредством активизации сенсомоторного уровня, являющегося базальным для дальнейшего развития всех психических функций ребенка. Программа создана на основе «Комплексной методики психомоторной коррекции» (Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Назарова Л.С., Семенович А.В., Шегай В.М., 1998) применительно к условиям массовой школы с учетом актуальной необходимости психолого-педагогического сопровождения основных участников образовательного процесса - детей, педагогов и родителей - и предполагает два основных аспекта – профилактический и коррекционно-развивающий. 

Методическая часть профилактического аспекта программы сопровождения младших школьников включает в себя: фронтальные формы психологической диагностики с последующим количественным (балльная оценка, статистическая обработка) и качественным анализом результатов; групповые развивающие занятия с учащимися 1-2-х классов (программа «Пространство развития»). 

Коррекционно-развивающий аспект программы сопровождения включает в себя: индивидуальную углубленную нейропсихологическую диагностику; индивидуальные занятия и работу в минигруппах (программы «Комплексная методика психомоторной коррекции» и «Когнитивное сопровождение психомоторной коррекции»). 

Занятия с детьми организованы в формате группового психологического тренинга, что позволяет непосредственно воздействовать на формирование и развитие основных компонентов учебной деятельности (фоновых, операциональных, регуляторных и коммуникативных). 

Задачи повышения и стабилизации общего уровня психической активности (фоновые компоненты учебной деятельности) и формирования регуляторных компонентов учебной деятельности решаются посредством обучения детей основам произвольной саморегуляции. 

Формирование основ произвольной саморегуляции начинается с уровня психической саморегуляции. Дети обучаются доступным для них приемам, позволяющим настраиваться на работу, поддерживать внимание и работоспособность, снимать психическое и телесное напряжение и т.д. Базовыми здесь являются: дыхательные упражнения, а также упражнения на соединение движения с дыханием; приемы оптимизации общего тонуса тела и его локальных сегментов (самомассаж, контрастные напряжения и расслабления, активные растяжки и т.д.); упражнения, направленные на преодоление имеющихся у детей синкинезий и патологических телесных ригидных установок; упражнения на релаксацию. 

Формирование и оптимизация общеучебных умений и навыков учащихся базируются на расширении сенсомоторного репертуара (проработка и интеграция зрительного поля; формирование координаций «глаз-рука», «ухо-рука»; развитие моторной ловкости) и формировании пространственных представлений, начиная с уровня схемы тела и заканчивая абстрактным пространством листа. Основываясь на «принципе замещающего онтогенеза», в процессе прохождения курса занятий в зале с ковровым покрытием, оснащенном мягкими модулями (специальное психомоторное оборудование), дети индивидуально, в парах и минигруппах выполняют стато-кинетические упражнения сначала в положении лежа на спине и животе, затем – сидя и стоя на четвереньках, и только потом – в положении стоя. 

Развитие коммуникативного аспекта учебной деятельности направлено на обогащение и оптимизацию навыков общения и группового взаимодействия, а также расширение репертуара ролей. Особое внимание здесь уделяется оптимизации взаимоотношений в коллективе школьников.