Воробьева Е.А.

Двигательные игры-разминки (для детей, и не только)

/ Иллюстрации Столпановой Т.Э. - М., 2020.

 

Уважаемые родители, с начала учебного года на занятиях по программе «Психологические тренинги по УУД», направленных на развитие универсальных учебных действий, наши первоклассники учатся быть внимательными и собранными, общаться со сверстниками и со взрослыми, работать по правилам и проявлять творческую активность.

В течение года на занятиях дети отправлялись в различные метафорические путешествия в «цветочное царство» и «царство драконов», побывали в «зимнем путешествии» и в «мире спортивных животных». Сейчас ребята уже знают много упражнений, которые помогают им настраиваться на работу во время урока или выполнения домашнего задания. Они могут заметить у себя признаки утомления и регулировать свое состояние, поддерживать работоспособность с помощью различных приемов саморегуляции. Но, безусловно, нашим детям нужна помощь взрослых - родителей и педагогов.

Мы предлагаем продолжать работу по развитию навыков самоорганизации и самоконтроля школьников и во время дистанционного обучения, когда это особенно актуально. Двигательные игры-разминки вы сможете применять не только для восстановления внимания и преодоления утомления детей во время перерывов между онлайн-уроками, выполнением офлайн-заданий, но и для получения удовольствия от общения с ними во время отдыха. Формат занятий предполагает свободное выполнение двигательных игр-разминок учащимися совместно с их родителями. Интересно, что дети могут научить вас, показав разные упражнения, а вы можете на собственном опыте почувствовать и понять эффект от их выполнения, поддержать самих себя.

Занятия разработаны на основе системы профилактических «Двигательных игр-разминок» (Воробьева Е.А., 2005). Каждый миникомплекс, который вы будете выполнять с ребенком, включает в себя четыре блока упражнений:

1        блок. Соединение движения с дыханием;

2        блок. Оптимизация мышечного тонуса;

3        блок. Формирование координаций «глаз-рука»;

4        блок. Ритмирование.

Важно, что к каждому блоку предлагаются уже хорошо знакомые детям упражнения, ранее освоенные ими на занятиях по программе «Психологические тренинги по УУД» для учащихся 1-х классов.

Ниже приведена подборка упражнений по четырем блокам системы профилактических «Двигательных игр-разминок». Зная структуру миникомплекса, вы можете самостоятельно подобрать не только упражнения, но и определиться с их количеством (см. таблицу 1). Для этого предлагаем ориентироваться, во-первых, на состояние ребенка, уровень его активности, работоспособности, степень утомления, во-вторых, на планируемый результат (настройка на учебу, восстановление сил и улучшение внимания в процессе выполнения учебных заданий или преодоление сильного утомления во время выполнения домашнего задания и др.).

Таблица 1.

Применение двигательных игр-разминок

при различной степени утомления / работоспособности детей

 

 

Степень утомления / работоспособности

1 блок. Соединение движения с дыханием

 

2 блок.

Оптимизация мышечного тонуса

 

3 блок.

Формирование координаций «глаз-рука»

 

4 блок.

 

Ритмирование

 

Отсутствие признаков утомления / высокая работоспособность

*

 

 

*

Начальные признаки утомления / колебания работоспособности

**

**

*

*

Выраженные признаки утомления / работоспособность значительно снижена

***

**

**

*

* одно упражнение; ** два упражнения; *** три упражнения

Весомым подспорьем и для родителей, и для детей окажутся иллюстрации к упражнениям, выполненные Столпановой Т.Э.

 

1 блок. Основной прием саморегуляции - соединение движения с дыханием

Рекомендации по выполнению: применяется четырехфазное дыхание «вдох-пауза-выдох-пауза». Длительность всех фаз дыхания равна и составляет 2-3 с. Медленные, плавные движения выполняются в такт с дыханием. Перед первым выполнением упражнения на соединение движения с дыханием рекомендуется сначала (а) вспомнить и выполнить четырехфазное дыхание животом, затем (б) освоить движение и только потом (в) «соединить» дыхание и движение. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

1.1. «Шарик» (базовое упражнение)

Лежа на спине, надуваем «шарик-животик» и как на лифте катаем игрушечных помощников вверх-вниз. На вдохе медленно надуваем шарик (живот), на паузе удерживаем шарик в надутом состоянии (рис. 1), на выдохе медленно сдуваем шарик, на паузе после выдоха удерживаем шарик в сдутом состоянии (рис. 2).

                       

Рис. 1                                                         Рис. 2

Упражнение «Шарик» также рекомендуется выполнять в положении сидя и стоя (рис. 3).

 

                             

Рис. 3                                                         Рис. 4

1.2. «Длинные шарики»

Лежа на спине, на вдохе медленно и одновременно надуваем «большой шарик-животик» и «длинные шарики-конечности» (поднимаем названные взрослым руку и/или ногу) (рис. 4, 5). На паузе после вдоха поднимаемые конечности напрягаются ребенком, а взрослый бережно проверяет степень напряжения. «Длинные шарики» должны быть сильными, но не перенапряженными, чтобы «не лопнуть». На выдохе медленно сдуваем все «шарики», (опускаем руку и/или ногу и расслабляемся).

                                

Рис. 5                                                         Рис. 6

Упражнение «Длинные шарики» также рекомендуется выполнять в положении сидя и стоя (рис. 6).

1.3. «Звездочка» и «Струночка»

Упражнения выполняются одновременно с четырехфазным дыханием, сначала лежа на спине, затем - на животе.

«Звездочка» - диагональные растяжки всего тела в позиции «Звезда». Варианты выполнения: (а) одновременно руки и ноги (рис. 7.), (б) правая рука и левая нога, (в) левая рука и правая нога, (г) две руки, (д) две ноги. Ноги тянутся поочередно носками и пятками.

             

Рис. 7                                                         Рис. 8

 

«Струночка» - осевые растяжки всего тела. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но в положении «Струночки» (рис. 9, 10).

  

Рис. 9                                      Рис. 10                                    Рис. 11

Эти упражнения рекомендуется также выполнять в положении стоя (рис. 8, 11).

1.4. «Раскрывающиеся бутоны»

Лежа на спине в положении группировки («закрытый бутон») (рис. 12), одновременно на вдохе раскрываются «лепестки-конечности», на паузе – удерживаются в максимально раскрытом состоянии, на выдохе «лепестки» закрываются, на паузе после выдоха «бутон» удерживается в закрытом состоянии.

Варианты выполнения для «лепестков»: (а) одновременно руки и ноги, (б) правая рука и левая нога, (в) левая рука и правая нога (рис. 13), (г) правая рука и правая нога (рис. 14), (д) левая рука и левая нога, (е) две руки, (ж) две ноги. Ноги тянутся поочередно то носками, то пятками.

 

    

Рис. 12                 Рис. 13                                    Рис. 14

 

1.5. «Скольжение рук»

В положении лежа на спине согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены «лодочкой» и вытянуты вверх, к потолку (рис. 15). На вдохе руки опускаются на пол, при этом одна рука скользит ладошкой по другой руке, делает массаж, одновременно с этим колени опускаются в противоположную от руки сторону (рис. 16). На паузе выполняем «скрутку» - колени тянутся в одну сторону, а руки - в другую. На выдохе возвращаемся в исходное положение (рис. 15). Далее на вдохе руки опускаются в другую сторону, колени – всегда в противоположную от рук сторону (рис. 17).

                     

Рис. 15                          Рис. 16                          Рис. 17

 

2 блок. Основной прием саморегуляции – выполнение контрастных напряжений и расслаблений всего тела или локальных мышечных сегментов

Рекомендации по выполнению: сначала выполняются контрастные напряжения и расслабления всего тела, а затем – по локальным мышечным сегментам (глаза, руки, ноги). Для усиления эффекта оптимизации мышечного тонуса во время выполнения упражнений рекомендуется соединять фазы дыхания с напряжением и расслаблением следующим образом: на вдохе напряжение нарастает, во время паузы после вдоха достигает своего максимума и удерживается, во время выдоха нарастает расслабление, во время паузы после выдоха достигает своего максимума. Все движения выполняются с разной скоростью (то медленно, то быстро), с меняющейся степенью напряжения (то скованно, то расслабленно), с разной амплитудой (то размашисто, то сдержанно). Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

 

2.1. «Качалка»

Лежа на спине в положении группировки («комочек»), руки обхватывают колени, держат «волшебный замочек», голова тянется к коленям и удерживается в таком положении, тело напряжено (рис. 12).

Сначала ребенок выполняет «осевую качалку», раскачиваясь на спине вперед-назад (рис. 18, 19). После нескольких «прокатываний» -  от шеи до копчика и обратно - ложится на пол и расслабляется.

             

Рис. 18                                             Рис. 19

Затем ребенок выполняет «боковую качалку», раскачиваясь на спине направо-налево, чередуя напряжение и расслабление всего тела (рис. 20, 21).

             

Рис. 20                                              Рис. 21      

 

2.2. «Лодочка»

«Штиль». Лежа на животе в положении «струночка», ребенок на вдохе поднимает прямые руки и ноги, старается их удержать на паузе (напряжение всего тела). «Лодочка» неподвижна. На выдохе медленно опускает руки и ноги, на паузе – расслабление (рис. 22).

«Волнение моря». Затем «поднимается ветер» и «лодочка» начинает раскачиваться на волнах. Сначала ребенок выполняет «осевую лодочку», раскачиваясь на животе вперед-назад (рис. 23, 24). После нескольких «покачиваний» - от грудины к ногам и обратно – ложится на пол и расслабляется.

  

Рис. 22                 Рис. 23                                    Рис. 24

 

После этого ребенок выполняет «боковую лодочку», то раскачиваясь на животе направо-налево (напряжение), то расслабляясь (рис. 25, 26).

            

Рис. 25                                    Рис. 26

2.3. «Корзиночка»

Лежа на животе, руки обхватывают ноги и тянут их вверх (рис. 27).

Сначала ребенок выполняет «осевую корзиночку», раскачиваясь на животе вперед-назад (рис. 28, 29). После нескольких «покачиваний» - от грудины к ногам и обратно - ложится на пол и расслабляется.

     

Рис. 27                                             Рис. 28

 

 

   

Рис. 29                                             Рис. 30

После этого ребенок выполняет «боковую корзиночку», то раскачиваясь на животе направо-налево (напряжение), то расслабляясь (рис. 30).

2.4. «Глазки»

Вначале ребенок то зажмуривает глаза и удерживает напряжение 2-3 секунды, то широко их раскрывает и удерживает 2-3 секунды.

Затем ребенок одновременно зажмуривает один глаз и широко раскрывает другой и наоборот.

Контрастные напряжения и расслабления в сегменте глаз рекомендуется выполнять в положении лежа, сидя или стоя.

2.5. «Разминаем плечи»

Корпус и руки неподвижны.

(а) Одновременные движения плечевыми суставами:

- то поднимаем вверх, то опускаем вниз (рис. 31, 32);

-  то тянем вперед, то отводим назад (рис. 33, 34);

- по элементам - вверх, вперед, вниз, назад, затем в противоположную сторону – вверх, назад, вниз, вперед;

- вращение плечевыми суставами только вперед, только назад.

 

              

Рис. 31                          Рис. 32                          Рис. 33

 

(б) Разнонаправленные движения плечевыми суставами:

- то поднимаем вверх, то опускаем вниз (рис. 35, 36);

-  то тянем вперед, то отводим назад;

- по элементам - вверх, вперед, вниз, назад, затем в противоположную сторону - вверх, назад, вниз, вперед;

- вращение плечевыми суставами только вперед, только назад.

 

              

Рис. 34                          Рис. 35                          Рис. 36

Контрастные напряжения и расслабления в грудном сегменте рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя.

 

2.6. «Силовая тренировка»

Выполняем упражнениям «Звездочка», «Струночка», «Длинные шарики», но с акцентом на напряжении конечностей на вдохе и их расслаблении на выдохе. Контрастные напряжения и расслабления в грудном сегменте и в сегменте таза рекомендуется выполнять в положении лежа (рис. 37) или стоя (рис. 38).

 

       

Рис. 37                                    Рис. 38

 

2.7. «Велосипед»

Лежа на спине, имитируем езду на велосипеде:

- только руками (одновременно; попеременно (рис. 39));

- только ногами (одновременно; попеременно (рис. 40));

- одна рука и одна нога (одноименные (рис. 41), разноименные (рис. 42));

- две руки и две ноги (одновременно, попеременно).

 

      

Рис. 39                 .                           Рис. 40

 

 

     

Рис. 41                 .                           Рис. 42

 

Взрослый задает характеристики движения:

(а) степень напряжения конечностей (легко и свободно; с некоторым напряжением; с высоким напряжением);

(б) направление движения конечностей (вперед/от себя и назад/к себе);

(в) скорость движения (быстро-медленно, ускоряясь-замедляясь, очень быстро - очень медленно).

 

Упражнение «Велосипед» также рекомендуется выполнять в положении сидя (разноименные (рис. 43) и одноименные (рис. 44) рука и нога).

 

    

Рис. 43                                             Рис. 44

 

 

3 блок. Основной прием саморегуляции - формирование зрительно-моторных координаций

Рекомендации по выполнению: глазодвигательные упражнения рекомендуется выполнять на удобном для ребенка расстоянии в положении лежа или сидя. Всегда начинаем и заканчиваем движение глаз напротив переносицы. Движения руки - плавные и спокойные (не слишком медленные, но и не слишком быстрые). Дыхание свободное.

В начале взрослый помогает, своей рукой направляя руку ребенка и отслеживая плавность движения его глаз. Затем взрослый только задает направления движения глаз, а ребенок самостоятельно выполняет глазодвигательные упражнения. Глаза по очереди следят то за правой рукой, то за левой.

В соответствии с таблицей 1 в один миникомплекс (!) включается не более одного-двух упражнений, представленных в 3 блоке (3.1 - 3.4). Рекомендуется начинать с «Любопытных глазок», далее - по порядку. При этом ребенок выполняет либо вариант (а), либо вариант (б) одного из этих упражнений. Каждое движение глаз (в одном из выбранных направлений, например, направо-налево) выполняется не более 4-х раз.

 

3.1. «Любопытные глазки»

При выполнении этого упражнения голова и руки неподвижны, двигаются только глаза. Ребенок переводит взор в одном из направлений, фиксируя положение глаз в крайних точках 1-2 секунды.

Вариант (а). Выполняется движение глаз по четырем основным направлениям и от себя - к себе:

- направо-налево (рис. 45, 46);

         

Рис. 45                 .                           Рис. 46

 

- вверх-вниз (рис. 47, 48);

         

Рис. 47                 .                           Рис. 48

 

- от себя - к себе (глаза фиксируются то на дальней точке, то около переносицы.

Вариант (б). Выполняется движение глаз по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям и от себя - к себе:

- направо вверх - налево вниз (рис. 49, 50);

         

Рис. 49                 .                           Рис. 50

 

- налево вверх - направо вниз (рис. 51, 52);

      

Рис. 51                 .                           Рис. 52

- от себя - к себе (глаза фиксируются то на дальней точке, то около переносицы.

3.2. «Внимательные глазки»

При выполнении этого упражнения голова неподвижна, двигаются только глаза и рука. Ребенок следит за большим пальцем своей руки - то правой, то левой.

Вариант (а). Выполняется слежение по четырем основным направлениям и от себя - к себе:

- направо-налево (рис. 53, 54);

              

Рис. 53                 .                  Рис. 54

 

- вверх-вниз (рис. 55, 56);

 

       

Рис. 55                 .                           Рис. 56

 

- от себя - к себе (рис. 57, 58).

           

Рис. 57                 .                  Рис. 58

Вариант (б). Выполняется слежение по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям и от себя - к себе:

- направо вверх - налево вниз (рис. 59, 60);

          

Рис. 59                 .                  Рис. 60

 

- налево вверх – направо вниз (рис. 61, 62);

         

Рис. 61                 .                  Рис. 62

 

- от себя - к себе (рис. 57, 58).

 

3.3. «Глаза и голова дружат»

 

При выполнении этого упражнения двигаются глаза, рука и голова. Ребенок следит за большим пальцем своей руки - то правой, то левой (глаза и рука всегда дружат). Выполняются однонаправленные движения глаз и головы (глаза и голова дружат): куда глаза, туда и голова.

 

Вариант (а). Выполняется слежение по четырем основным направлениям:

 

- направо-налево (рис. 63, 64, 65, 66);

 

          

Рис. 63                 .                           Рис. 64

 

           

Рис. 65                 .                           Рис. 66

 

 

 

- вверх-вниз (рис. 67, 68).

     

Рис. 67                 .                           Рис. 68

 

Вариант (б). Выполняется слежение по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям:

- направо вверх - налево вниз (рис. 69, 70);

                

Рис. 69                 .                           Рис. 70

- налево вверх – направо вниз.

 

3.4. «Глаза и голова поссорились»

При выполнении этого упражнения двигаются глаза, рука и голова. Ребенок следит за большим пальцем своей руки - то правой, то левой (глаза и рука всегда дружат). Выполняются разнонаправленные движения глаз и головы (глаза и голова поссорились): голова вредничает, отворачивается от глаз и от руки.

Вариант (а). Выполняется слежение по четырем основным направлениям:

- направо-налево;

- вверх-вниз. (рис. 71, 72).

Вариант (б). Выполняется слежение по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям:

- направо вверх - налево вниз;

- налево вверх - направо вниз.

 

                

Рис. 71                 .                  Рис. 7.

4 блок. Основной прием саморегуляции – выполнение сложнокоординированных ритмичных движений

Рекомендации по выполнению: движения выполняются под внешний ритм (хлопки, музыкальное сопровождение, счет вслух и др.); ритм может быть постоянным и меняющимся как по скорости, так и по самой ритмической структуре.

4.1. «Перекрестный шаг»

Данное упражнение выполняется в положении стоя и лежа, имеет четыре основных варианта:

(1) «Ладонь-колено»: разноименные (рис. 73, 74) и одноименные (рис. 75, 76) рука и нога.

               

Рис. 73                 .                  Рис. 74

             

Рис. 75                 .                  Рис. 76

(2) «Буратино»: разноименные (рис. 77, 78) и одноименные (рис. 79, 80) рука и нога.

              

Рис. 77                 .                  Рис. 78

 

              

Рис. 79                 .                  Рис. 80

 

(3) «Локоть-колено»: разноименные (рис. 81, 82) и одноименные (рис. 83, 84) рука и нога.

 

             

Рис. 81                 .                  Рис. 82

 

            

Рис. 83                 .                  Рис. 84

 

(4) «Ладонь-пятка»: разноименные (рис. 85, 86) и одноименные (рис. 87, 88) рука и нога.

           

Рис. 85                 .                  Рис. 86

 

           

Рис. 87                 .                  Рис. 88

 

Упражнение всегда начинаем выполнять с «перекрестных» движений (Х) - разноименные рука и нога, затем выполняем «параллельные» движения (П) одноименными рукой и ногой, всегда заканчиваем «перекрестными» движениями.

Количество повторений может изменяться (4, 8, 12 счетов и т.д.).

Например, (а) «Ладонь-колено» 12Х:12П: 12Х:12П:12Х; (б) «Ладонь-пятка» 8Х:4П:8Х; (в) «Буратино»12Х: «Ладонь-колено» 6П: «Буратино»12Х и т.д.

4.2. «Повтори ритм»

Только на слух или со зрительным подкреплением задается ритмический рисунок, например, «1-2-1-2…» или «2-2-1-2-2-1…» или «3-1-2-3-1-2…»

Ребенок, усвоив ритм, воспроизводит его руками, ногами, руками и ногами.

 

Рассмотрим вариант составления родителями двигательного миникомплекса. Например, при выполнении домашнего задания вы заметили колебание работоспособности ребенка, неустойчивость его внимания, отвлекаемость, появление случайных ошибок и описок, которых не было в начале работы. Ориентируясь на таблицу 1 (см. выше), определяемся с количеством упражнений по блокам: 1 и 2 блоки – по два упражнения в каждом, 3 и 4 блоки – по одному упражнению в каждом. Если вы только начинаете практиковать двигательные миникомплексы, ориентируясь на описание упражнений по четырем основным блокам «Двигательных игр-разминок», можно выбрать следующие шесть упражнений:

1.     «Шарик» лежа на спине выполняем 2-3 раза (рис. 1, 2).

            2. «Звезда» в положении лежа на животе выполняем 2 варианта для разноименных руки и ноги (рис. 7), и «Струночка» в положении лежа на животе выполняем 2 варианта для одноименных руки и ноги (рис. 10).

            3. «Качалка» - осевые движения лежа на спине выполняем 4 раза «вперед-назад» (рис. 18, 19).

            4. «Лодочка» - боковые движения лежа на животе выполняем 4 раза «направо-налево» (рис. 20, 21).

            5. «Любопытные глазки» вариант (а) в положении сидя - движение глаз по четырем основным направлениям и от себя - к себе выполняем по 3 раза для каждого направления (рис. 45-48).

            6. «Перекрестный шаг» в положении стоя – вариант 1 «ладонь-колено» 8Х:8П:8Х:8П:8Х выполняем под хлопки взрослого (рис. 73-76).

            По окончании двигательного миникомплекса рекомендуется обсудить с ребенком, какие изменения произошли в его настроении, телесных ощущениях, что стало с вниманием и активностью после выполнения упражнений по сравнению с тем, когда он сидел за столом и выполнял домашнее задание. Помогите ребенку подобрать простые и понятные слова, описывающие его состояние до и после разминки.

 

            Список литературы

            Вачков И.В., Воробьева Е.А., Никитина В.А. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников. /«Вестник РГУ» 5. Серия «Психологические и педагогические науки». – Калининград, 2009.

            Воробьева Е.А. Формирование основ произвольной саморегуляции учебной деятельности младших школьников. /VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность». 7-8 июля 2011 г. – М., ПИ РАО, МГППУ, М., 2011.

            Воробьева Е.А., Сафронова Е.В. Системы психомоторной коррекции «ПСИКОР»: нейропсихологический и телесно-ориентированного подходы к диагностике и коррекции психического развития в детском возрасте. – М., 2010.

            Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия, 2002.

 

 

© Все права на текст принадлежат Воробьевой Е.А.

© Все права на иллюстрации принадлежат Столпановой Т.Э.

Цитирование всей статьи или ее частей производится с обязательной ссылкой на авторов.