Готовимся к ЕГЭ

Психологическая поддержка старшеклассников, участвующих в 

Едином государственном экзамене

 (памятка для родителей)

 

ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ВОЛНУЮТСЯ?

1.     Сомневаются в полноте и прочности своих знаний и в собственных способностях: умении логи­чески мыслить, анализировать, концентрировать и рас­пределять внимание.

2.     Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.

3.     Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.

4.     Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой, высокую значимость экзамена для своего будущего.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Причина 1. Сомневаются в полноте и прочности своих знаний и в собственных способностях: умении логи­чески мыслить, анализировать, концентрировать и рас­пределять внимание.

Вы не сможете выучить за Вашего ребенка весь учебный материал, но вы можете помочь ему использовать время для подготовки к экзамену максимально эффективно:

    Организовать режим; оказать помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки. Обсудить, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составить план подготовки.

    Вместе определить, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером.

    Следить за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления.

    Настраивать Вашего ребенка и вселять в него уверенность в знании материала, т.к. он является пройденным.

    На период подготовки к экзамену освободить старшеклассника от дополнительных домашних обязанностей, пусть свое время посвятит подготовке к тестированию.

    Договориться с выпускником, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Причина 2: Страх незнакомой, неопределенной ситуации.

Вы можете помочь разобраться в организационных моментах ЕГЭ и участвуйте в подготовке к экзамену:

    Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребенка ситуацией неопределенности.

    Провести репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Ус­тановите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых вы­пускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошиб­ки и обсудите, почему они возникли.

Причины 3 и 4: Страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе. повышенную ответственность перед родителями и школой, высокую значимость экзамена для своего будущего.

Вы можете формировать психологическую готовность к экзамену:

    Проявлять понимание, оказывать поддержку, верить силы Вашего ребенка, создавая ситуацию успеха, чтобы повысить  его уверенность в себе.

    Отказаться от упреков, доверять ребенку (например: если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов).

   Создавать эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу. (Обратите внимание на свой эмоциональный настрой, он передается ребенку и может проявиться в ситуации экзамена.)

  Не стоит постоянно напоминать о том, что этот экзамен жизненно важный и без него невозможно ничего добиться. Этим Вы только увеличите эмоциональное напряжение. Наоборот – спокойно обсудите различные варианты развития событий, покажите что  возможностей всегда много. Помните, что ощущение того, что несданный экзамен – это «конец всего» только помешает работе.

   Старайтесь как можно чаще напоминать своему ребенку, что ваша любовь не зависит от его достижений. Одновременно не упускайте возможности показать, что гордитесь им.

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1.     Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.

2.     http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=126

 

 

Материал подготовлен педагогами-психологами

Королевой С.А. и Щедловской М.П.

 

 

Comments