Адаптация к старшей школе и проблемы психического здоровья


Старшая ступень школы предъявляет особые требования к возможности адаптации подростков. Сам по себе переход в другое здание является сильным стрессовым фактором, поскольку диктует учащемуся необходимость понять и принять новую систему учебных требований, вписаться, найти свое место в новом классном коллективе (сначала в восьмом, а потом в десятом классе), познакомиться с новым преподавательским составом, а также, зачастую, справиться с негативными эмоциями по поводу несбывшихся ожиданий. Сложности в адаптации проявляются в снижении успеваемости, поведенческих и дисциплинарных нарушениях, снижении общей и учебной мотивации (ничего не хочу делать), изменениях настроения и характера. Но переход в новое здание является только началом роста внутреннего напряжения у подростков. Дальше эту ситуацию усугубляет необходимость сдавать ГИА и ЕГЭ, выбирать профиль обучения и не просто так, а обдуманно, с прицелом на будущую профессию. Сделать однозначный выбор в старшем подростковом и юношеском возрасте могут очень немногие, для подавляющего большинства это представляет серьезные трудности. Государство ставит перед учащимися задачи, во многом не соответствующие возрастным возможностям, а подросткам надо в этих условиях выжить и быть успешными.

В связи со всем вышесказанным неудивительным является тот факт, что частота возникновения неврозов и невротических состояний среди старшеклассников за последние десять лет увеличилась и, похоже, будет продолжать расти. Такая общая тенденция по группе является печальной и тревожной, но в каждом конкретном случае все не так безнадежно. В этом вопросе родителям очень важно, во-первых, быть информированными (знать о существующей проблеме, знать признаки невроза), во-вторых, быть внимательными к своему ребенку, подмечать изменения в настроении, поведении, характере, в-третьих, не пугаться возможных проблем и вовремя принимать решение обратиться к специалисту (неврологу, психиатру).

Предлагаю Вам познакомиться со статьей из журнала «Здоровье школьника» № 10/2010, посвященной проблеме неврозов в подростковом возрасте.


Выдержки из журнала “Здоровье школьника” №10/2010

Легко ли быть молодым?

Проблемы нежного возраста

Подростковый возраст – одно из самых сложных испытаний в жизни. В это время у молодых людей меняется внешность, идет активный рост, происходит бурная гормональная перестройка, формируется сексуальное влечение, возникает настойчивая необходимость определиться с выбором жизненного пути. Любое из этих обстоятельств в состоянии поколебать психологическое равновесие и привести к неврозу – достаточно только спускового механизма. Им может стать как острый стресс, так и хроническая психотравмирующая ситуация. Чтобы помочь своему ребенку с наименьшими потерями пережить нежный возраст, родители должны быть крайне внимательны, уважительны, снисходительны и терпеливы к своим детям. Неврозы относятся к обратимым состояниям, поэтому если не отмахиваться от проблемы, а вовремя прийти на помощь ребенку, страдающему этим нарушением, то неприятных последствий в будущем можно избежать.

А если болезнь не лечить более пяти лет, то потом помочь человеку, страдающему неврозом, будет очень трудно. В этом случае. Как говорят психиатры, больному уготовано «невротическое развитие личности». И все же при неврозе родительская любовь – лучшее лекарство. Только не надо путать любовь с гиперопекой – ведь это один из факторов риска для развития заболевания. Существуют и другие факторы риска. Расскажем о них подробнее.

1. Неправильное воспитание, которое служит источником психотравмирующих ситуаций. Педагогических ошибок много. Но в первую очередь речь идет о чрезмерной опеке, завышенных требованиях, излишней родительской жестокости и авторитарности, игнорировании психологических особенностей и интересов ребенка.

2. Нервные и физические перегрузки, отсутствие режима труда и отдыха.

3. Неблагоприятная психологическая обстановка в семье и школе.

4. Особенности личности ребенка (совокупность характера, темперамента, типа высшей нервной деятельности и другие).

5. Медицинские причины (церебрально-органическая недостаточность как следствие патологических родов или перенесенных черепно-мозговых травм, а также частые инфекционные заболевания, слабое здоровье в целом).


Любовь дарит розы, страданья – неврозы.

Невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это состояние, пограничное между нормой и патологией. Обычно выделяют три вида невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию. В художественной литературе описано множество невротиков. Каждому типу невроза врачи предлагают свой персонаж.

Неврастения.

Тип – Раскольников («Преступление и наказание»), принц Гамлет («Гамлет»).

Проявления:

  • Повышенная раздражительность (гиперстения) или, наоборот, состояние крайней слабости (астения). В первом случае – резкие немотивированные вспышки гнева, во втором – повышенная утомляемость при умственной и физической работе. В том и другом случае – частые смены настроения, чувство тревоги, слезливость, снижение памяти, концентрации внимания, а соответственно, и успеваемости.

  • Частые головные боли (особенно по уторам) и другие симптомы вегетососудистой дистонии (панические атаки, потливость, скачки давления, сердечно-сосудистые нарушения, ощущение удушья). Нередко бывает негативная реакция на разные раздражители: шум, яркий свет, резкий запах, прикосновения.

  • Нарушения сна. Бессонница или беспокойный сон. Вялость в первой половине дня. У некоторых больных – снохождение (лунатизм) и сноговорение.

  • Проблемы со стороны ЖКТ. Боли в животе, длительные расстройства стула (запоры или диарея), нарушения аппетита, вплоть до анорексии.


Невроз навязчивых состояний.

Тип – Башмачкин («Шинель»), Червяков («Смерть чиновника»).

Проявления:

  • Повышенная тревожность, мнительность, нездоровое правдоискательство.

  • Зацикленность на каком-то навязчивом действии, страхе, ритуале, воспоминании или идее. Больные осознают свою проблему и стыдятся ее, но не могут побороть.

  • Вегетативные нарушения: потливость, сосудистые реакции, изменение настроения, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности.


Истерия.

Тип – Хлестаков («Ревизор»), Настасья Филипповна («Идиот»).

Проявления:

  • Стремление к демонстративности и истерическим реакциям.

  • Вообще, симптомы могут быть самые разные. Больные страдают этим неврозом так, как сами себе представляют (недаром знаменитый психиатр Шарко назвал истерию «великой симулянткой»). Тем не менее, сама болезнь – отнюдь не мнимая.


Не только лекарства.

Лекарства при коррекции неврозов играют лишь вспомогательную роль. Различные препараты чаще назначают при неврастении, реже при неврозе навязчивых состояний и почтит никогда – при истерии. А главный метод лечения – психотерапия, цель которой – отыскать и нейтрализовать имеющийся у больного внутренний конфликт. Это может достигаться разными путями. Например, беседами, в ходе которых происходит обесценивание недостижимой цели и находятся новые, реальные перспективы. Широко используется групповая и индивидуальная психотерапия, арт- и музыкотерапия. Но едва ли не самое важное – наладить ситуацию в семье. Подросток должен быть уверен, что его уважают и любят близкие.


Родом из детства.

Принято считать, что неврозы появляются только у молодых или зрелых людей. На самом деле средний возраст начала невроза составляет у мальчиков 5, у девочек – 6,5 лет. Иногда невротизация формируется и раньше – у 2-3-летних малышей. А подростковые неврозы, как правило, всего лишь следствие проблем, тянущихся из детства. Период «пубертатного кризиса» не дает резкого скачка этих заболеваний, просто в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. То есть глубинные переживания и скрытые проблемы выходят наружу и становятся очевидными не только для самого невротика, но и для окружающих. Поэтому так важно беречь психику ребенка с малых лет.


  Материал подготовила Тиматкова Е.В., психолог старшей школы.