Адаптация к старшей школе и проблемы психического здоровья Старшая ступень школы предъявляет особые требования к возможности адаптации подростков. Сам по себе переход в другое здание является сильным стрессовым фактором, поскольку диктует учащемуся необходимость понять и принять новую систему учебных требований, вписаться, найти свое место в новом классном коллективе (сначала в восьмом, а потом в десятом классе), познакомиться с новым преподавательским составом, а также, зачастую, справиться с негативными эмоциями по поводу несбывшихся ожиданий. Сложности в адаптации проявляются в снижении успеваемости, поведенческих и дисциплинарных нарушениях, снижении общей и учебной мотивации (ничего не хочу делать), изменениях настроения и характера. Но переход в новое здание является только началом роста внутреннего напряжения у подростков. Дальше эту ситуацию усугубляет необходимость сдавать ГИА и ЕГЭ, выбирать профиль обучения и не просто так, а обдуманно, с прицелом на будущую профессию. Сделать однозначный выбор в старшем подростковом и юношеском возрасте могут очень немногие, для подавляющего большинства это представляет серьезные трудности. Государство ставит перед учащимися задачи, во многом не соответствующие возрастным возможностям, а подросткам надо в этих условиях выжить и быть успешными. В связи со всем вышесказанным неудивительным является тот факт, что частота возникновения неврозов и невротических состояний среди старшеклассников за последние десять лет увеличилась и, похоже, будет продолжать расти. Такая общая тенденция по группе является печальной и тревожной, но в каждом конкретном случае все не так безнадежно. В этом вопросе родителям очень важно, во-первых, быть информированными (знать о существующей проблеме, знать признаки невроза), во-вторых, быть внимательными к своему ребенку, подмечать изменения в настроении, поведении, характере, в-третьих, не пугаться возможных проблем и вовремя принимать решение обратиться к специалисту (неврологу, психиатру). Предлагаю Вам познакомиться со статьей из журнала «Здоровье школьника» № 10/2010, посвященной проблеме неврозов в подростковом возрасте. Выдержки из журнала “Здоровье школьника” №10/2010 Легко ли быть молодым? Проблемы нежного возраста Подростковый возраст – одно из самых сложных испытаний в жизни. В это время у молодых людей меняется внешность, идет активный рост, происходит бурная гормональная перестройка, формируется сексуальное влечение, возникает настойчивая необходимость определиться с выбором жизненного пути. Любое из этих обстоятельств в состоянии поколебать психологическое равновесие и привести к неврозу – достаточно только спускового механизма. Им может стать как острый стресс, так и хроническая психотравмирующая ситуация. Чтобы помочь своему ребенку с наименьшими потерями пережить нежный возраст, родители должны быть крайне внимательны, уважительны, снисходительны и терпеливы к своим детям. Неврозы относятся к обратимым состояниям, поэтому если не отмахиваться от проблемы, а вовремя прийти на помощь ребенку, страдающему этим нарушением, то неприятных последствий в будущем можно избежать. А если болезнь не лечить более пяти лет, то потом помочь человеку, страдающему неврозом, будет очень трудно. В этом случае. Как говорят психиатры, больному уготовано «невротическое развитие личности». И все же при неврозе родительская любовь – лучшее лекарство. Только не надо путать любовь с гиперопекой – ведь это один из факторов риска для развития заболевания. Существуют и другие факторы риска. Расскажем о них подробнее. 1. Неправильное воспитание, которое служит источником психотравмирующих ситуаций. Педагогических ошибок много. Но в первую очередь речь идет о чрезмерной опеке, завышенных требованиях, излишней родительской жестокости и авторитарности, игнорировании психологических особенностей и интересов ребенка. 2. Нервные и физические перегрузки, отсутствие режима труда и отдыха. 3. Неблагоприятная психологическая обстановка в семье и школе. 4. Особенности личности ребенка (совокупность характера, темперамента, типа высшей нервной деятельности и другие). 5. Медицинские причины (церебрально-органическая недостаточность как следствие патологических родов или перенесенных черепно-мозговых травм, а также частые инфекционные заболевания, слабое здоровье в целом). Любовь дарит розы, страданья – неврозы. Невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это состояние, пограничное между нормой и патологией. Обычно выделяют три вида невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию. В художественной литературе описано множество невротиков. Каждому типу невроза врачи предлагают свой персонаж. Неврастения. Тип – Раскольников («Преступление и наказание»), принц Гамлет («Гамлет»). Проявления:
Невроз навязчивых состояний. Тип – Башмачкин («Шинель»), Червяков («Смерть чиновника»). Проявления:
Истерия. Тип – Хлестаков («Ревизор»), Настасья Филипповна («Идиот»). Проявления:
Не только лекарства. Лекарства при коррекции неврозов играют лишь вспомогательную роль. Различные препараты чаще назначают при неврастении, реже при неврозе навязчивых состояний и почтит никогда – при истерии. А главный метод лечения – психотерапия, цель которой – отыскать и нейтрализовать имеющийся у больного внутренний конфликт. Это может достигаться разными путями. Например, беседами, в ходе которых происходит обесценивание недостижимой цели и находятся новые, реальные перспективы. Широко используется групповая и индивидуальная психотерапия, арт- и музыкотерапия. Но едва ли не самое важное – наладить ситуацию в семье. Подросток должен быть уверен, что его уважают и любят близкие. Родом из детства. Принято считать, что неврозы появляются только у молодых или зрелых людей. На самом деле средний возраст начала невроза составляет у мальчиков 5, у девочек – 6,5 лет. Иногда невротизация формируется и раньше – у 2-3-летних малышей. А подростковые неврозы, как правило, всего лишь следствие проблем, тянущихся из детства. Период «пубертатного кризиса» не дает резкого скачка этих заболеваний, просто в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. То есть глубинные переживания и скрытые проблемы выходят наружу и становятся очевидными не только для самого невротика, но и для окружающих. Поэтому так важно беречь психику ребенка с малых лет. Материал подготовила Тиматкова Е.В., психолог старшей школы.
|