© Данная статья была опубликована в № 24/2007 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются. 
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702414

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЗАТЕРЯННОМ ОСТРОВЕ

Тренинговая игра для учащихся пятых классов

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в малой группе и в классном коллективе в ситуации принятия решения; выявление лидеров и характера взаимоотношений в группе, интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага А4, веревка, скотч, ножницы, бланки для игры «Кораблекрушение» и анкеты обратной связи от участников тренинга, диск со звуками моря.

ХОД ИГРЫ

Введение правил группового взаимодействия

Вспоминаем, обсуждаем и принимаем все вместе 3–5 правил (10–15 мин.).

Разминка «Передай по кругу» (5–10 мин.)

Участники стоят в кругу.

Ведущий. Сейчас в одну сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного. Давайте потренируемся. А теперь в другую сторону надо будет передавать синий фломастер каждому. Будьте внимательны.

Два фломастера передаются по кругу в противоположных направлениях. Ведущий несколько раз меняет условия передачи фломастеров и направление движения.

Разминка «Дождь (5–10 мин.)

Половине участников дается инструкция — хлопать ладонями по коленям, другой половине — топать ногами. Ведущий стоит в центре, регулируя громкость звучания первой и второй команды левой и правой рукой соответственно.

Ведущий. Дождь начинается с отдельных крупных капель, которых становится все больше и больше (левая рука поднимается выше и выше). И превращается в настоящий ливень и сильную грозу (правая рука). Затем дождь стихает (поочередное снижение громкости хлопков правой и левой руки).

Игра «Затерянный остров» (2,5 часа)
(Иванова Н., Голубева Я.)

Идея сочетания игры «Кораблекрушение» и «Остров» принадлежит И.В. Петровой.

Введение в контекст игры (10–15 мин.)

Ведущий. Мы плывем на борту роскошного океанического лайнера. Дождик, который только что прошел, лишь намочил палубу, а свежий ветерок разогнал все облака. Но вдруг на горизонте появилась черная туча и заволокла все небо. Поднялся ветер и завертел наш лайнер, как пушинку.

И случилось так, что корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и оказались на плоту посреди Тихого океана. Вам необходимо выбрать лидера, ведь без лидера в этой ситуации выжить будет очень трудно!

Происходит дискуссия, в которой участники определяют лидера, после чего в группе обнаруживаются интереснейшие темы для обсуждения:

— Всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами?

— Как может повернуться ситуация, если таких людей в группе несколько?

— Можно ли поставить знак равенства между лидерской позицией и знанием?

Ведущий. Случилось так, что ваш большой плот, на котором вы все спаслись во время кораблекрушения, наткнулся на риф и рассыпался на отдельные бревна. Каждому досталось свое бревно, но вас раскидало в разные стороны. Ожидая рассвета, вы плавали на своих бревнах в надежде на чудо. И чудо свершилось. Каждый из вас в предрассветной мгле увидел остров. Прибрежные волны поднесли вас к нему, и вы наконец-то оказались на суше. Каждый из вас приплыл к острову уставшим, но полным надежды на спасение. Вокруг только шум прибоя и крики чаек. Но вдруг ты понимаешь, что ты на берегу не один. За соседним валуном кто-то шевелится и вздыхает.

Сейчас каждый из вас возьмет из моего волшебного мешочка один предмет, а затем найдет всех с такими же предметами и объединится с ними в группу.

В мешочке предметы (пуговицы, скрепки, монетки, бусины, палочки или ручки) по количеству участников группы.

Искать своих необходимо в полной тишине, так как пока неизвестно, кто может жить на острове. (Дети находят друг друга и рассаживаются по командам.) Ваша команда оказалась в какой-то части затерянного острова. Осмотритесь вокруг. Вам надо подумать, договориться и нарисовать, в какой местности, в какой части острова вы находитесь. Что там есть особенного и примечательного, что полезного и нужного на вашей части острова .

Все команды попали в разные части острова.

«Осваиваем местность» (20 мин.)

Идея коллективного рисунка принадлежит Петровой И.В.

Каждой команде дается задание сделать коллективный рисунок, отражающий ту местность, где они оказались. Рисунки вывешиваются на доску, получается целостный пейзаж острова. Вверху доски обозначается Бухта. Участники команд рассказывают о той части острова, где они оказались.

Ведущий. Как видите, вы оказались в разных частях острова достаточно далеко от Бухты. Чтобы спастись, до нее обязательно надо добраться, потому что все корабли проплывают только с той стороны острова. На пути к Бухте вам встретится много разных препятствий, которые предстоит преодолеть. Большую часть этих заданий вам нужно будет отыскать во время перерыва на территории.

Перерыв

Поиск заданий в конвертах по всему зданию. Всего 10 конвертов.

Выполнение заданий —
преодоление препятствий (10 мин.)

В первых пяти конвертах задания-ребусы. Слова-ребусы оказались достаточно легким заданием. Лучше в виде ребуса представить поговорки, пословицы, «крылатые фразы».

«Зона слышимости» (10–15 мин.)

Ведущий. Поздравляю! Преодолев первые препятствия, вы попадаете в зону слышимости. Вы пока еще не видите друг друга, но уже можете подать друг другу звуковые сигналы, чтобы убедиться, что все спасены и находятся на острове.

Каждая команда придумывает ритм, состоящий из трех тактов, и выстукивает его (руками, ногами) трижды. Затем остальные команды трижды повторяют ритм в знак того, что команда услышана.

Когда все команды услышаны, на доске отмечается продвижение команд к Бухте.

Выполнение заданий-препятствий (15–20 мин.)

Эти задания-препятствия творческие:

1. Изобразите походку человека: хорошо пообедавшего; у которого жмут ботинки; неудачно пнувшего кирпич; с острым приступом радикулита; оставшегося ночью в лесу.

2. Назовите пять видов товаров в магазине: «Все для двоечников»; «Все для прогульщиков»; «Все для нерях»; «Все для второгодников»; «Все для злостных неносильщиков сменной обуви». Одно на выбор.

3. Сочинить историю про: собаку, которая жила в холодильнике; ворону, которая любила кататься на велосипеде; щуку, которая играла на гитаре; березу, которая хотела научиться плавать; майского жука, который очень боялся высоты. Одно на выбор.

4. Придумать новое применение предметам: пустой консервной банке; дырявому носку; лопнувшему воздушному шарику; перегоревшей лампочке; пустому стержню от ручки. Одно на выбор.

5. При помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, ветеринара, спортсмена.

При помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите песочные часы, телефон, мясорубку, контрабас, будильник.

Должны быть задействованы все участники группы.

Когда все команды выполнили задания, на доске отмечается продвижение команд к Бухте.

«Зона видимости» (10–15 мин.)

Ведущий. Вы добрались до зоны видимости и можете наконец видеть друг друга, однако не можете слышать, так как слишком шумит океан, который уже совсем близко. Тем не менее у вас есть возможность посовещаться относительно возможного спасения с острова.

Команды изображают без слов различные средства спасения с острова. Остальные угадывают.

В конце задания можно задать вопросы:

— Какое средство спасения было самым оригинальным?

— Какое средство спасения было надежным?

— Какое средство спасения было самым неожиданным?

— Какое средство спасения вам больше всего понравилось?

Когда все команды выполнили задания, на доске отмечается продвижение команд к Бухте.

Преодоление последнего перешейка (10–15 мин.)

Ведущий. Вы практически добрались до Бухты, откуда вас могут заметить проходящие мимо корабли и спасти. Но осталось последнее препятствие на пути к Бухте (единственный переход к Бухте) — узкий перешеек внутри скалы. Пройти его можно, только крепко держась за руки и не размыкая общий круг.

Упражнение «Пройди через кольцо». Все участники стоят в кругу, держась за руки. На руку одного из них надето веревочное кольцо. Все участники должны пролезть через веревочное кольцо, не размыкая рук и не помогая себе пальцами.

Ведущий. Преодолено последнее препятствие. Наконец-то вы достигли Бухты, из которой вас могут заметить и спасти проходящие мимо корабли.

Подведение итогов, рефлексия (30 мин.)

Обсуждение происходит по следующим вопросам:

1) Что понравилось и что не понравилось в игре?

2) Что было самым сложным и что все-таки помогло справиться?

3) Удалось ли узнать что-то новое об одноклассниках и о самом себе?

4) Заполнение итоговой анкеты (см. приложение).

5) Высказывание мнений по отдельным вопросам анкеты.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета участника занятия (Никитина В.)

Фамилия, имя –––––––––––––––––––––––––––––––
Класс –––––––––––––––––
Дата занятия––––––––––––––––––––––––––––––––
Что тебе больше всего понравилось и было самым интересным, хотелось бы повторить еще раз?
Что лично тебе дало это занятие, чему ты научился, что узнал нового?
Что было сложно и что не понравилось, почему?
Дополнительные пожелания, предложения, идеи на следующее занятие.

 

Яна ГОЛУБЕВА,
Нина ИВАНОВА,
Василиса НИКИТИНА,
педагоги-психологи
Центра образования № 548 «Царицыно»,
Москва

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2006.

Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., 1997.

Никитина В.А. Морское путешествие. Игра для учащихся 6 класса // Школьный психолог. — 2006. — № 13.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1999.

Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. — СПб.: Речь, 2006.